Грифоны
Грифон - фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев, с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание. "Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, - пишет М. Элиаде - всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение".
Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. В шумеро-аккадской мифологии (миф о Лугальбанде) существовал образ огромной птицы Анзуд — орла с львиной головой (часто изображалась когтящей двух оленей либо других зверей). Птица Анзуд наделялась функцией посредничества между небом и землей, людьми и богами; в этом качестве рассматривалась как существо амбивалентное, одновременно воплощавшее и злое, и доброе начала.
По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.) "грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу - потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов". В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.
В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон.
Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы. В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI в.в. до н.э.), а затем в Спарте (VIII-VII в.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
Образ грифона встречается и в христианской традиции. В средневековой христианской символике грифон связывается с Христом; согласно Исидору Севильскому: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после воскресения вознесся на небо». Данте описывает триумфальную колесницу церкви, которую влечет грифон; орлиная его часть золотая (цвет божества), львиная — алая с белым (возможно, цвет человеческой плоти), таким образом переданы две природы Христа. Согласно другим комментариям, грифон Данте символизирует Папу (возносящегося к престолу Господню за приказаниями и властвующего на земле). В средневековом церковном искусстве грифон является очень распространенным персонажем, однако его символика в целом противоречива: он изображается и как демон, и как Христос. Позднее он трактуется как символ бдительности и воинственности (в частности, в геральдике) и в качестве посредника между небом и землей (в соответствии со своими животными составляющими).
Также в силу своей дуальности рассматривался как символ совмещения духовной и светской власти Папы. В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.
В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы".
Цилинь
Традиционно цилиня принято называть китайским единорогом. Такое отождествление сформировалось в результате попыток прибывших в Китай христианских миссионеров вписать здешний фольклор в рамки знакомых им европейских представлений о животном мире Востока. Однако общего у китайского единорога и европейского — лишь единственный рог, в остальном же они принципиально разнятся.
Китайский цилинь, наряду с луном (драконом), фэнхуаном (фениксом) и гуй (черепахой), является символом одной из сторон света. Само слово "цилинь" истолковывается как соединение двух понятий: "ци" — "самец-единорог" и "линь" — "самка".
В энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что "у цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по другим версиям, бурая) шерсть (в источниках также упоминаются белые и зеленые цилини). Когда цилинь идет по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки (в отличии от славянского индрика, который, разгулявшись всю вселенную "всколыбать" может!), он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым представлениям, цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле... Отличительным признаком цилиня является его неострый рог, которым он не может причинить вреда." (2)
В различных преданиях цилини подрабатывают и верховыми животными "бессмертных" мудрецов, и "аистами", приносящими с неба детей (причем, девочками китайский единорог не занимается, в отличии от своего западно-европейского родственника — любителя девственниц).
Японский ученый Идзуси Ёсихико выдвинул гипотезу, что "образ цилиня развился на основе представлений об олене", тем более, что "в древних текстах цилинь часто упоминается наряду с оленями, как их своеобразный вожак".
"Так что же представляет собою цилинь?
Впервые упоминание о нем в Китае мы находим у Концуция (551–479 гг. до н.э.), а его каменные "портреты" появляются в эпоху династии Поздняя Хань (25–220 гг. н.э.). В источниках тех времен цилинь описывается как животное, напоминающее оленя (вола) с одним рогом, с коровьим хвостом и лошадиными копытами, выше трех метров ростом. Передвигаясь, оно не причиняло вреда даже букашке. Более того, ступая по траве, цилинь не приминал ее. Продолжительность жизни животного исчислялась, по преданию, тремя тысячами лет. Высеченный на каменных надгробиях, цилинь должен был отгонять от них злых духов и провожать души умерших на небеса.
Однако с течением времени цилинь меняет постепенно и свое обличье, и функции. Так, склеп императора Вэнь-ди эпохи Наньчао (430–589 гг. н.э.) охраняют два каменных цилиня уже в виде единорогов с сильным телом льва и четко очерченными крыльями. Символизировавший некогда мир и спокойствие, цилинь приобрел черты носителя власти и силы, вероятно, вследствие ближневосточного влияния. В таком случае два крайних звена цепочки "Китай — Ближний Восток", видимо, в течение долгого времени были соединены между собой большим количеством культурных контактов.
Как известно, в Китае львы не водятся. Упоминания о настоящем льве, так же, как и торговля по Великому Шелковому пути, относятся к периоду ханьского императора У-ди (141–81 гг. до н.э.), а образ льва с крыльями, запечатленный в интерьерах и рисунках, уже существовал задолго до этого. На кого же был похож крылатый лев? Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся из Китая на Ближний Восток.
Цивилизация Месопотамии зародилась около 5,5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигр и Евфрат. В ее развитие внесли свой вклад шумеры (происхождение которых неизвестно), семиты — аккадцы, амореи, ассирийцы, а также касситы — народ загадочного (по одной из теорий — индоевропейского) происхождения. На копии межевого камня из позднекасситской Вавилонии (XII век до н.э.) хорошо видны лежащие крылатые львы.
Государством, впервые в истории объединившим значительную часть Ближнего Востока, была Ассирия. Около 700 года до н.э. завершилось строительство крепостных стен в Ниневии — одном из ассирийских городов. На воротах этих стен были установлены статуи львов с человеческим лицом и крыльями: Крылатый лев (плакетка из слоновой кости), Крылатый лев (придверное изваяние; см. также статью Ламассу), Ассирийский сфинкс (рисунок статуи, утонувшей в р.Тигр при перевозке экспедицией Г.Лэйярда; см. также статью Сфинкс). Как предполагалось, они защищали Ниневию от врагов и злых духов.
Дальнейшая судьба крылатого льва ведет нас к руинам Вавилона. На воротах Иштар в Вавилоне есть скульптуры фантастического животного, напоминающего цилиня. C 605 г. до н.э. здесь процветала Ново-Вавилонская династия, и Навуходоносор II воздвиг в столице свой дворец. Царем было начертано: "По обе стороны врат Вавилонских я водрузил могущественного быка и устрашающего мушхушшу".
"Мушу" у вавилонян — змея. "Мушхушшу" — единорог с головой змеи и туловищем копытного млекопитающего, покрытым чешуей. Две передние лапы мушхушшу — явно львиные, а две задние — как у орла. Образ довершает длинный чешуйчатый хвост с жалом скорпиона. Своим назначением — отпугивать демонов и злых духов — и обликом мушхушшу очень напоминает китайского цилиня. Другими словами, мушхушшу являет собой комбинацию трех существ: змеи, олицетворяющей в вавилонской мифологии вечность, изобилие и перевоплощение, льва — царя зверей и орла — царя птиц. А не мог ли мушхушшу быть прообразом цилиня? Вероятно, претерпев трансформацию, он стал основной облика мифического китайского грифона.
Если каким-либо элементам вавилонской цивилизации и суждено было возродиться вдали от Двуречья спустя годы, то это могло произойти только благодаря контактам мужду различными народами, усилившимся при низвергнувшей ново-вавилонских царей персидской династии Ахеменидов.
В 525 г. до н.э. Ахемениды объединили под своей властью весь Ближний Восток от Нила на западе до Инда на востоке. В столице персидского государства — Персеполе (Персеполисе) — сохранился дворец, построенный на рубеже VI и V веков до н.э. Дарием I (521-486 гг. до н.э.) и Ксерксом (486-465 гг. до н.э.). Не будет преувеличением сказать, что в Персеполе сплелись черты всех культур Ближнего Востока, имевших многовековую историю. Среди изображений фантастических животных, украшающих стены и колонны Персеполя, есть и образ, напоминающий мушхушшу.
Вот персидский царь борется с двумя грифонами. Если внимательнее приглядеться к этим двум существам, одно из которых больше похоже на льва, а второе — на орла, можно заметить, что их лапы и хвосты точь-в-точь такие же, как и у мушхушшу, и туловище, как и у него, покрыто чешуей или перьями. На голове проглядывает что-то вроде рога. Не были ли эти образы органическим продолжением мушхушшу? Если да, то кто же все-таки принес в Китай облик грифона, развившийся из слияния льва и мушхушшу? Возможно, бесчисленные орды верховых кочевников, свободно пересекавших вдоль и поперек евразийские степи. Речь идет о номадах железного века — скифах и саках.
Грифоны, действительно, имеются на золотых украшениях и знаменитых орнаментах звериного стиля, характерного для культуры скифов. Скифы, не строившие городов и постоянно находившиеся в движении вместе со всем своим скарбом и скотом, возводили захоронения-курганы. В них и были найдены изображения грифонов — мифических существ, вероятно, заимствованных скифами у ближневосточных соседей.
Во время археологических раскопок на территории города Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) обнаружены орнаменты на золотой фольге и золотые пояса со скифскими львами. Таким образом, получается, что грифоны, трансформировавшиеся из священных животных Ближнего Востока и напоминающие вавилонского мушхушшу и персидского льва, были привнесены в Китай уже в виде золотых узоров кочевников. Это произошло между V и III вв. до н.э. до ханьского императора Шелкового пути в I в. до н.э.
Путешествуя по Евразии, изображения цилиня, в свою очередь, распространились во многих странах, через которые проходил Великий Шелковый путь. Над нитью Великого Шелкового пути пролетали века, изменяя облик стран и народов, меняя символы и узоры. К минской эпохе (1368-1644 гг) в Китае цилинь стал уже таким, каким его можно видеть сегодня. Как деталь орнамента цилинь использовался в рисунках, тканях, посуде и архитектуре, символизируя дух добра и счастья.
Около 1200 лет тому назад цилинь "прописался" и в Японии под именем "кирин" как мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Китае и Японии цилинь-кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности...
Синтетический характер облика цилиня дает основания предполагать, что миф о нем стал плодом взаимодействия нескольких цивилизаций, последовательно перенимавших друг у друга определенные элементы материальной и духовной культуры."
Феникс
"В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране возник миф о бессмертной, возрождающейся птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (benu) - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов; Геродот в знаменитом пассаже (II, 73) излагает, с оговорками о своем недоверии, первоначальную версию легенды:
"Есть там другая священная птица, которую я видел только нарисованной, и имя ей Феникс. Увидеть ее вживе удается редко, настолько редко, что, коли верить жителям Гелиополиса, прилетает она в Египет один раз в пятьсот лет, а именно — когда погибает ее отец. Ежели по величине и форме она такова, как ее описывают, то ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные (красно-золотых и огненных тонов (2)). Чудес же о ней рассказывают столько, что, хотя, на мой взгляд, они не слишком заслуживают доверия, я должен о них написать. Дабы перенести тело своего отца из Аравии в Храм Солнца, птица Феникс прибегает к следующему способу: прежде всего она лепит яйцо из мирры, по величине такое, чтобы у нее хватило сил его нести, и потому, пока его лепит, все время пробует на вес, справится ли с ним; затем она выгребает из него середину, пока углубление не вместит тело ее отца, которое она там закрепляет комками мирры (смирны), заполняя ими полость, пока вес яйца вместе с трупом не сравняется с тем весом, когда оно было сплошным; затем, залепив отверстие, кладет яйцо себе на спину и летит с ним в Египет в Храм Солнца. Вот такое рассказывают об этой птице, правда ли это или ложь".
Лет через пятьсот Тацит и Плиний подхватили чудесную историю: первый честно признал, что всякая древность темна, но, судя по легенде, срок жизни Феникса тысяча четыреста шестьдесят один год ("Анналы", VI, 28). Также и второй автор занимался продолжительностью жизни Феникса; он отметил (X, 2), что, согласно Манилию, Феникс живет Платонов, или великий, год. Платонов год - это время, за которое Солнце, Луна и пять планет возвращаются в изначальное положение; Тацит в "Диалоге об ораторах" определяет его как двенадцать тысяч девятьсот девяносто четыре обычных года. Древние верили, что по истечении этого огромного астрономического цикла мировая история повторится во всех подробностях, ибо повторятся влияния планет; таким образом, Феникс становится как бы символом или образом вселенной. Для большего сходства стоики учили, что мир погибает в огне и возрождается в огне и что этому процессу не будет конца и не было начала.
С годами механизм рождения Феникса упростился. Геродот упоминает о яйце, Плиний — о червяке, но Клавдиан в конце IV века уже описывает в стихах бессмертную птицу, возрождающуюся из пепла, наследницу самой себя и свидетеля многих веков." (1)
"Предвидя свой конец, феникс сжигает себя в гнезде, полном ароматических трав, но здесь же из пепла рождается новый феникс. По другой версии, феникс умирает, вдыхая ароматы трав, но из его семени рождается новая птица..." (2)
"Миф о Фениксе — один из самых распространенных. К уже упомянутым авторам можно прибавить Овидия ("Метаморфозы", XV), Данте ("Ад", XXIV), Шекспира ("Генрих VIII", V, 4), Пельисера ("Феникс и его естественная история"), Кеведо ("Испанский Парнас", VI), Мильтона ("Самсон-борец", in Fine (в конце (лат.))). Упомянем также латинскую поэму "De Ave Phoentice" ("О птице Фениксе" (лат.)), приписываемую Лактанцию, и англосаксонское подражание этой поэме в VIII веке. Тертуллиан, святой Амвросий и Кирилл Иерусалимский приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти. Плиний высмеивает терапевтов, прописывающих снадобья, изготовленные из гнезда и пепла Феникса." (1)
"В древнекитайской мифологии чудесная царь-птица. В западно-европейской и русской литературе фэнхуан обычно переводится как птица феникс... понятие "фэн" связано с фонетически близкими в древности словами "ветер" и птица "пэн"... Хуан — изначально название особого гребня на голове птицы фэн, графически представляющего собой изображение восходящего солнца, лучи которого напоминают трезубец. Еще одним свидетельством солярной природы образа птицы фэн может быть соотнесенность фэнхуан со стихией огня в классификационной системе по пяти первоэлементам. В более поздних текстах фэн толкуется как самец, а хуан как самка. К рубежу н.э. появляются подробные описания внешнего облика фэнхуан. Так, согласно словарю 1 в. "Толкование знаков", у фэнхуан клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог-цилинь, спина черепахи. По древним преданиям, фэнхуан — птица с разноцветным оперением — живет в Дунфанцзюньцзычжиго ("восточном царстве совершенных людей"); вылетая оттуда, она парит за пределами Четырех морей (Сы хай), пролетает через гору Кунь-лунь, пьет воду у горы Чжичжу, стоящей средь водной стремнины, мочит крылья в водах Жошуй. Появление фэнхуан считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной. В качестве птицы, сопутствующей миру и процветанию, фэнхуан упоминается в многих популярных легендах. Фуси (в древнекитайской мифологии — первопредок) по случаю прилета фэнхуан создал специальную музыку. По некоторым косвенным данным прилет фэнхуан, видимо, отождествлялся с началом дождей. Считалось, что фэнхуан знает сезоны года, и поэтому правитель Шаохао назвал чиновника, ведающего калндарем, — Фэнняо-ши ("род птицы фэн"). Фэнхуан считался в средневековом китае символом человеколюбия (жэнь) и одновременно — государя (наряду с драконом — лун), но чеще государыни-императрицы, а также невесты.
Солярный характер образа фэнхуан и указания в древних источниках на то, что фэнхуан живет (или рождается) в Даньсюэ (киноварной пещере), соотнесенной с югом, привело к контаминации образа фэнхуан с образом чжуняо ("красной птицей", символом юга). В средние века образ фэнхуан часто использовался и в даосизме; сообщалось о святых, разъезжающих по небу на фэнхуанах, рассказывалось о явлении женщинам во сне птицы фэн, после чего те рожали выдающихся сыновей. По-видимому, фэнхуан связывалась со светлым началом ян.
Образ фэнхуан чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. Примерно с эпохи Шан-Инь до нас дошли бронзовые сосуды с рельефами, изображающими фэнхуан как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и гребнем типа трезубца на длинной ножке на голове. Вероятно, определенное влияние на формирование образа фэнхуан оказало представление о павлине. В старом Китае изготовление картин с изображением фэнхуан было сосредоточено в городе Фэнхуанфу провинции Аньхуэй, что было связано с легендой о появлении фэнхуан в этом городе, где фэнхуан пропела на могиле отца Чжу Юаньчжана, после чего Чжу Юаньчжану удалось основать национальную династию Мин.
Лун
"Китайский дракон "лунь" — одно из четырех волшебных животных. (Прочие — это единорог, Феникс и черепаха.) Западный дракон в лучшем случае страшен, в худшем — смешон; напротив, "лунь" китайских легенд наделен божественным достоинством и подобен ангелу, который вместе с тем лев. Так, в "Исторических хрониках" Сыма Цяня читаем, что Конфуций однажды пришел за советом к архивариусу или библиотекарю Лао Цзе и после встречи с ним заявил:
"Птицы летают, рыбы плавают, животные бегают. Бегающего можно поймать в западню, плавающего — сетью, а летающего — стрелой. Но как быть с драконом? Я не знаю, как он мчится верхом на ветре и как взмывает в небо. Нынче я видел Лао Цзе и могу сказать, что видел дракона".
Некогда дракон, или лошадь-дракон, вышел из Желтой реки и показал некоему императору знаменитый рисунок круга, в котором отражена взаимосвязь Янь и Инь; у одного царя были в конюшне драконы для верховой езды и для упряжек; другой питался драконами, и царствование его было успешным. Один великий поэт, желая обрисовать опасности высокого положения, написал: "Удел единорога — стать ветчиной, дракона — стать мясным пирогом".
В "И Цзин" ("Книге перемен") дракон обычно означает мудреца.
На протяжении веков дракон был символом императора. Трон императора именовался Троном Дракона; лицо императора — Лицом Дракона. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе.
Народное воображение связывает дракона с облаками, с желанным для земледельцев дождем и с большими реками. "Земля соединяется с драконом" — так обычно говорят о дожде. В VI веке Чжань Цынью изобразил в стенной росписи четырех драконов. Зрители стали его осуждать за то, что он сделал их безглазыми. Чанг, осердясь, взялся снова за кисть и дорисовал две из этих извивающихся фигур. И тогда "грянули громы и молнии", стена треснула и драконы унеслись в небо. Но другие два дракона, без глаз, остались на месте".
У китайского дракона есть рога, когти и чешуя, а на хребте — ряд острых зубцов. Обычно его изображают с жемчужиной (символ солнца), которую он либо глотает, либо выплевывает, — в этой жемчужине его сила. Если ее отнять, он — безвреден.
Чжуан Цзы повествует о человеке, который, упорно трудясь, за три года изучил колдовское искусство убивать драконов, но за всю оставшуюся жизнь не имел ни одного случая его применить.
Китайская космогония гласит, что Десять Тысяч Существ (весь мир) рождаются от ритмичного чередования двух дополняющих вечных начал — Инь и Янь. Инь — сосредоточенность, мрак, пассивность, четные числа и холод; Янь — рост, свет, порыв, нечетные числа и тепло. Символы Инь — женщина, земля, оранжевый цвет, долины, русла рек и тигр; символы Ян — мужчина, небо, голубой цвет, горы, столбы, дракон."